Особое отношение к чину погребения.
Все общины, где служил батюшка, знали его особое отношение к чину погребения. Приступая к отпеванию, отец Анатолий всегда вежливо просил гробовой тишины. В его устах этот фразеологизм получал буквальное, изначальное смысловое наполнение. Тишина, которую должны соблюдать все присутствующие при гробе родные и близкие покойного, пока священник совершает обряд погребения. Многим хватало этой просьбы. И они тоже молились, проникаясь трепетным служением батюшки, ведь каждый раз он действовал так, словно отпевал своего родственника.
«Батюшка очень не любил, когда разговаривали на отпеваниях. И был благодарен, когда люди соблюдали тишину и действительно молились». Но, увы, как мы знаем, далеко не все люди понимают глубокую суть происходящего…
В чине погребения есть слова, которые произносятся как бы от лица умершего (приводим этот текст по-русски): «Видя меня, лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте о мне, о братья, друзья, сродники и знакомые: еще вчера я беседовал с вами, и внезапно нашел на меня страшный час смерти. Но подойдите, все любящие меня, и целуйте меня последним целованием, ибо я больше не буду ходить среди вас и беседовать с вами; отхожу к Судии, где нет лицеприятия; ибо раб и владыка предстоят вместе, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве, ибо каждый от своих дел или прославится, или постыдится. Но прошу всех и молю, непрестанно молитесь обо мне Христу Богу, да не буду изведен за грехи мои в место мучения, но да водворит меня там, где Свет жизни»» (Из чинопоследования погребения).
Вот что испытывает душа умершего человека, к тому же чаще всего отошедшего в иной мир без покаяния и причастия. А тут – разговоры. Конечно же, батюшка в этом случае уже призывал к тишине, чтобы дать возможность звучать только молитве. И чем расслабленнее вели себя пришедшие люди, тем строже звучал его голос: «Я прошу вас потерпеть на время отпевания – не оплёвывайте своими разговорами душу покойного!». А вышедшим на перекур из часовни мужчинам отец Анатолий предлагал выбросить «соску», т.е. сигарету. И, конечно же, находились недовольные «грубостью» священника; в их среде родилось нелепое обвинение, что батюшка проклинает (!) усопших. Когда мы услышали об этой клевете, то были просто поражены, как ловко всё было перевернуто с ног на голову…
Ольга Ложкина. Продолжение следует.
(1)