Памяти протоиерея Анатолия Ложкина (продолжение) Литургическая жизнь. Богослужения
В вертикали священнического служения есть самое главное, что может совершать только служитель алтаря, для чего он и рукоположен – это Божественная литургия. Вся остальная деятельность, благословленная церковным священноначалием – миссионерская, катехизаторская, душепопечительская и т.д., тоже важна, но выстраивается она именно вокруг литургической жизни прихода. Батюшка это прекрасно понимал и действовал именно как в первую очередь совершитель таинств и богослужений.
Служить Богу отец Анатолий любил. Искренне, горячо, истово. Изучал ход и устав богослужения до конца своей жизни. В служебнике у него постоянно были листочки с заметками, подсказками, чтобы освежить в памяти службы, которые совершаются редко. Например, в период Великого поста. С самого перевода в с.Успенское отец Анатолий стал служить не только воскресные и праздничные богослужения, но и литургии родительских дней, после которых совершались панихиды.
«Во время богослужения должно внимательно слушать те молитвы, которые поются, читаются тут, и молиться этими молитвами: они читаются и поются от лица всех стоящих в храме. И еще: должно вспоминать те священные события, которые означаются теми и другими обрядами за богослужением. От этого мы и не утомимся продолжительностью богослужения, и будем молиться усерднее» (Закон Божий. Учебник для воскресных школ. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Москва: Издание Сретенского монастыря, 2000 год).
Отец Анатолий ввел в нашем храме служение благодарственных молебнов Господу по средам. Из воспоминаний добрых прихожан: «Как он любил службы Господу, как радовался на молебнах, что люди пришли в храм Божий соборно помолиться, поблагодарить Господа за милость Его бесконечную к нам, грешным». «На молебнах батюшка читал Евангелие, положив его на голову кого-то из прихожан. Остальные в это время обступали батюшку, склонив головы. Когда он касался тебя Священным Писанием, думалось с трепетом, что это Сам Господь Бог к тебе прикасается…». Евангельское чтение на благодарственном молебне – про исцеление Христом десяти прокаженных, из которых лишь один вернулся ко Господу, чтобы отблагодарить. И тот оказался самарянином. Упав ниц, он славил Бога. Раскрывая смысл этой истории, актуальной и для нашего времени, батюшка чаще всего сравнивал нас с неблагодарными детьми, которые всё просят и просят у родителей. При этом поблагодарить чаще всего или забывают, или даже не считают нужным…
«На богослужениях я наблюдал слезы у батюшки на глазах, когда он читал Евангелие или слушал Апостола. Мне запомнилась фраза, сказанная батюшкой, что литургию нужно служить, как будто служишь в последний раз в жизни. Или вот еще – на службе произноси слова молитв, как будто нанизываешь бисер на нитку, чётко и ясно». «Его богослужения проходили в тишине, без лишних хождений и разговоров во время службы». «Батюшка ревностно служил Богу и пытался донести веру в Господа до каждого из нас». «Хочется сказать про богослужения. Он не допускал снисхождений ни себе, ни прихожанам. Во время службы был невероятно собран, строг, очень требователен. И даже когда ему было плохо, были проблемы со здоровьем, он все равно служил, отдавая целиком себя этому делу».
«Нравилась его особенность вести службы. Особенно на Пасху, когда он радостный и веселый громко восклицал: «Христос Воскресе!». Мы помним, с каким воодушевлением батюшка запевал молитву Святому Духу «Царю Небесный» на всенощном бдении праздника Троицы-Пятидесятницы. «На службе батюшка сам любил петь, пел в алтаре; бывало, что выходил к клиросу и пел вместе с ним. Читал Евангелие или говорил проповедь, часто сквозь слезы… Так чувствовал Слово Божие».
«Когда отец Анатолий вёл богослужение, хотелось просто стоять и молиться, в это время человек проникался той верой и мыслью о Боге, которую о. Анатолий хотел донести до каждого прихожанина». «Очень нравилось его громкое «Христос воскресе!» на Пасху. На душе было радостно, празднично!». «Когда мы переехали в Успенский район и стали искать церковь, в которую будем ходить на службы, мы были удивлены, что в сельском храме строго соблюдается уставное богослужение. Например, стихиры на «Господи, воззвах», на «хвалитех» и каноны пелись и читались не сокращенно, к тому же без ущерба качеству. Это тоже стало решающим фактором нашего выбора Свято-Успенского храма». «Очень мне нравилось, как отец Анатолий служил литургию: всё было понятно».
Ольга Ложкина. Продолжение следует
Фотографии — из фотолетописи приходов, где служил протоиерей Анатолий
(7)