Наши прихожане из храмов села Успенского, станицы Николаевской и села Марьино поделились своими мыслями и некоторым опытом в прохождении великопостного пути. Искренне, бесхитростно, многие – обстоятельно, но все – без малейшего намека на «учительство». Наверняка каждому из нас многое из рассказов других православных христиан окажется очень близким и понятным. Будет и над чем задуматься.
…Язык. Казалось бы, ничего особенного, он тоже необходим. Почему же во многих местах Священного Писания он упоминается как самый злейший враг? Язык здесь, конечно же, не при чем. Слова, произнесенные при помощи языка, причем злые слова – они виновны. Зло, если не будет языка, останется немым. И никто его не услышит, а значит, не будет причинена обида. Если же язык начал работать, зло вырывается наружу и может иного оскорбить, иного обидеть, а иного унизить или даже убить… А поскольку человечество находится в состоянии падшего естества, то нам лучше больше молчать; если же говорить, то только о хорошем. Вот только всегда о хорошем – не получается… Поэтому Иисус Христос и заповедал нам: «Да будут ваши слова – да, да; нет, нет…».
Возьмем для убедительности простой пример. Начался Великий пост. Человек постится, старается, выгоняет свою плоть на скудные луга с невысокой, совсем не сочной и не ароматной травой. Почти 50 дней – и при этом старается ни одного дня не оставить без добрых дел.
Но вот волею обстоятельств случилось ему сказать человеку буквально несколько слов, просто «выразил свою принципиальную точку зрения». Но подборка этих нескольких слов была такова, что они прозвучали обидно для слушающего. Человек заплакал и еще долго не мог прийти в себя, для него слова показались унизительно-оскорбительными.
Ему показалось, что всё это он мог услышать в более дружеском тоне, по-товарищески.
И теперь смотрим, что получилось «в сухом остатке». Пост тела постящегося человека и 50 добрых дел ему, конечно, зачтутся. Но этого всего хватит только на то, чтобы на Страшном Суде уравновесить слёзы этого человека.
И то – не факт, что уравновесит; всё зависит от тяжести слёз. Вот тебе и попостился. А сказал-то всего несколько слов. Вот тебе и язык! Все труды, всю работу свёл на нет. Ну не язык, конечно, виновник, а зло, которое он озвучил.
Раб Божий N
(5)